top of page
Фото автораЕлена Володарская

Как формируется доверие ребёнка

Доверие — это основа уважительного и душевного отношения друг к другу в семье. Если в семье царит доверие, то общение будет искренним и дружественным, а ребёнок во время взросления не станет искать поддержки и помощи на стороне.

Формированию и укреплению доверительных отношений в семье способствуют: поддержка, похвала, честность, надежность, любовь, одобрение, безопасность. С давних времен, мудрецы говорили о необходимости доверия между ребёнком и взрослыми. На основе их учений сформулированы несколько принципов, которые помогают сделать отношения с детьми теплыми и уважительными.

  • Дети берут пример со старших, поэтому воспитывать нужно не их, а себя.

  • Давление и насилие никогда не приводят к хорошим результатам в воспитании, напротив, из-за них дети только отдаляются от взрослых.

  • Отсутствие авторитета у матери и отца приводит к тому, что ребёнок, тоже, не станет никого слушать.

  • Нельзя переставать любить ребёнка, и, тем более, демонстрировать ему это. Если взрослые злятся, то они не должны говорить о том, что больше не любят ребёнка.

  • Не стоит делать за детей то, что они в состоянии сделать сами.

  • Нельзя позволять ребёнку все, лишь бы он успокоился.

  • Не стоит ограничивать детей в деятельности, только потому, что они шумят или слишком увлечены. Нужно создать условия для того чтобы ребёнок занимался делом и никому при этом не мешал.

  • Опасно ограничивать активность ребёнка, когда он очень нуждается в том, чтобы двигаться. Если такой возможности нет, то с ним нужно спокойно поговорить, пообещать, что, спустя некоторое время, у него будет возможность пошуметь и побегать.

  • Бесполезно ругать и воспитывать ребёнка, когда он раздражен, встревожен или опечален. Скорее всего, он просто не услышит слова родителей потому что слишком погружен в свои чувства. Поэтому учить детей нужно тогда когда с ними проведена воспитательная беседа и они спокойны.

  • Нельзя обвинять ребёнка в выражении своих собственных чувств.

  • В любом случае стоит избегать сравнений. Понимание ребёнком того, что, какой-то мальчик или девочка лучше, чем он, всегда больно ранит. Здоровье детской психики — это убежденность ребёнка в том, что, для своих родителей он — самый лучший и они всегда готовы встать на его сторону.

Взрослым следует помнить о том, что, если их собственные отношения с родителями не отличались доверием, то, возможно, и им будет трудно наладить близость со своими детьми. В этом случае учиться строить доверительные отношения необходимо и родителям, и ребёнку.


Когда рождается доверие в семье?

  • Во внутриутробном периоде, когда оба родителя ожидают появления малыша на свет, они счастливы и довольны: разговаривают с малышом, тепло относятся друг к другу, ждут ребёнка без определенных фантазий относительно пола или характера.

  • После рождения, когда малыш учится сидеть, ползать, ходить, говорить, осваивает окружающий мир, приобретает социальные навыки и учится обслуживать себя сам.

На этом этапе для формирования доверительных отношений родителям необходимо поддерживать ребёнка, избегая критики и осуждения. Не ругать, когда у него что-то не получается, а вместо этого объяснять, как устроен мир, защищать ребёнка, проводить с ним много времени.

По мере взросления ребёнка доверительные отношения с родителями могут претерпевать изменения. Особенно явно это проявляется в кризисе 3 лет, перед школой и в подростковом возрасте.


Общие рекомендации родителям по сохранению доверия в период возрастного кризиса ребёнка

  • Правильные, разумные запреты и объяснения.

  • Установление четких, временных и эмоциональных границ — «нельзя» и «надо» должны соответствовать своим значениям.

  • Общение с ребёнком на интересующие его темы.

  • Внимание обоих родителей.

  • Поощрение детской самостоятельности и успехов.

  • Максимум похвалы и минимум критики.

  • Возложение ответственности на ребёнка за его поступки.

  • Умение слушать ребёнка, не «отодвигать» его желания и чувства на второй план.

  • Привычка просить детей о помощи — той, которую они в состоянии выполнить, в соответствии со своим возрастом и способностями.

Comments


bottom of page