В поведенческой схеме "стимул-реакция" раздражитель рассматривается как активный источник реакции организма. В случае рефлекса, например, стимулом можно считать условие, достаточное для возникновения реакции. Это также приводит многих исследователей к игнорированию и даже отрицанию проблемы мотивации. Они признают, что реактивность, т.е. способность специфическим образом реагировать на воздействующие на него раздражители является основным свойством живого организма. И это фундаментальное свойство вместе с воздействием стимула считается достаточным динамическим условием поведения.
Однако, учёные заметили, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул. Сексуальный объект или пища, вызывающие реакцию в определённых условиях, иногда остаются без ответа. Возникла необходимость ввести в схему "стимул-реакция" фактор, объясняющий эту разницу в реактивности. Таким фактором можно считать различие порогов чувствительности организма к данному стимулу.
Т.о., некоторые психологи (в т.ч. и я) под мотивацией понимают фактор уровня активации организма в отношении к какому-то стимулу. Для того, чтобы объяснить изменения в самих формах реакции на стимулы, исследователи обращаются к процессу научения или образования условных связей.
Интересный факт: некоторые учёные-психологи отвергает понятия "мотивация" как ненужное, аппелируя к тому, что нервная клетка для того, чтобы стать активной, не нуждается во внешнем раздражителе, т.к. не является физиологически инертной, а её естественная активность составляет систему аутомотивации.
Видно, у этих учёных нет детей, которым нужен очень хороший пинок для того, чтобы они отложили мобильник и занялись хоть чем-то другим, не говоря уже о "ненужной учёбе" или "скучных домашних делах".
В дальнейших своих заметках я последовательно расскажу о том, как развивать мотивацию, начиная с детского возраста.
Comments