Такие категории, как "успех" и "неудача" не могут быть описаны в объективных терминах. В одном из экспериментов от испытуемого требовалось набрасывать кольца на крючки, закреплённые на ленте, передвигающейся перед ним с установленной скоростью.
Оказалось, что один и тот же объективный результат (10 наброшенных колец из 16 брошенных) может быть успехом для одного и провалом для другого. То, что может быть успехом с одном случае, при других обстоятельствах может оказаться неудачей. Более того, полученный результат является успехом либо неудачей лишь в той мере, в какой он расценивается испытуемым как его личное достижение, а не случайность.
Таким образом, для каждого испытуемого зона деятельности, в рамках которой он в состоянии оценивать свой результат как успех или неудачу, достаточно ограничена и более или менее специфична. За пределами этой зоны, т.е. когда задачи становятся либо слишком трудными, либо слишком лёгкими, результат расценивается в зависимости от природы самой задачи. Например, в одном из экспериментов, предполагавшем определённую скорость реакции, испытуемый не расценивал отрицательный результат как неудачу, если выделенное ему время было менее 60 секунд. Точно также он не считал результат успешным, если время превышало 2 минуты. Субъективная зона неудачи и успеха располагалась в промежутке между 70 и 110 секундами. Когда выделенное время выходило за пределы этой зоны, у испытуемого появлялись либо замещающие цели, либо реакция избегания.
Поэтому, если вы хотите промотивировать ребёнка или сотрудника на выполнение какой-то задачи, необходимо очень тщательно определить время, выделяемое вами на это. Как вы видите, важным является и максимальная, и минимальная продолжительность процесса решения.
Comments