top of page
Фото автораСергей Лукша

О манипуляциях, начинающихся с колыбели

Наделив ребенка деятельной и зачастую разрушительной способностью познания мира, Творец озаботился, чтобы оно приносила как можно меньше вреда, и дал младенцу очень мало силы. Но в силу того, что младенец умеет приказывать окружающим исполнять его желания, он с удовольствием и мастерством пользуется этим, компенсируя свою физическую немощь. И если им потакать в этом вопросе, они становятся высокомерными тиранами и бездушными злыднями. И простота повелевания Вселенной с помощью одного лишь крика или плача руками других людей очень быстро входит в привычку младенца.

Подрастая, ребенок набирает силы и умеряет свой пыл познания мира. Душа и тело приходят в гармонию, организм требует лишь тех движений, которые необходимы для самосохранения и получения удовольствия. Но желание повелевать остается: власть будит самолюбие, привычка укрепляет уверенность в возможностях. Так прихоть занимает место потребности и ложные убеждения в своем всемогуществе и вседозволенности пускают первые корешки.


КАК ИТОГ Исходя из нашего понимания сути вещей и природы явлений сделаем вывод о необходимости соблюдения следующих четырех важнейших правил воспитательного процесса.

1. В силу того, что у ребенка не только нет избытка сил, но даже, порой, их ему даже не хватает, необходимо предоставить ему возможность пользоваться всеми теми силами, которыми наделила его природа, и которыми он злоупотреблять не умеет.

2. Нужно помогать ребенку в восполнении недостатка силы в том случае, когда это касается его физических потребностей.

3. В помощи ребенку нельзя допускать потакания его прихотям. Не будет возможности реализации прихотей – и они сами перестанут зарождаться.

4. Необходимо очень старательно изучить язык ребенка, чтобы понимать: крик и плач – это зов природы, или очередная прихоть вышла наружу. Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд, т.к. младенцы ещё не умеют врать и притворяться.


Смысл этих правил в том, чтобы давать ребенку больше истинной свободы и меньше власти. Чтобы давать им возможность по максимуму реализовывать свои возможности и умения, и по минимуму требовать помощи от других. Цель – научить младенца ограничивать свои желания пределами своих возможностей. Такая наука в итоге не даст ребенку и будущему взрослому чувствовать, что он лишен чего-то такого, что не в его власти. Давайте повторим: необходимо давать телу и конечностям ребенка полную свободу, заботясь только о том, чтобы устранить опасность падения, удалять из рук всё, что может поранить и обеспечить отсутствие острых углов, стекла и открытых розеток.


Comments


bottom of page