top of page
Фото автораЕлена Володарская

Как происходит развитие памяти у дошкольников

Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накопление, сбережение и отображение материала.


В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти: по сроку хранения информации – мгновенная (до 3 сек), кратковременная (до 30 сек), долговременная (может храниться годами); по объекту запоминания – зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная, двигательная, эмоциональная; по форме хранения информации в памяти – образная, словесно-логическая; по участию воли в процессах памяти – произвольная (необходимы усилия), непроизвольная (информация запоминается сама по себе); по участию мышления в процессах памяти – механическая (простое заучивание), логическая (запоминание смысла).

Память развивается уже с младенчества, хотя ребёнок, конечно, этого еще не осознаёт. Уже с первых месяцев жизни малыш запоминает, как пахнет мама, как хорошо и безопасно на руках у папы. Память малыша спонтанна, он запоминает и воспроизводит информацию без контроля со стороны сознания. В возрасте около полугода малыш начинает запоминать эмоции: если однажды его напугал какой-то звук, то в следующий раз, когда он его услышит, он может заплакать. До двух лет интенсивно развивается двигательная память, которая к концу первого года формирует у малыша готовность осваивать речь.

С двух до шести лет – период «почемучек». Дети активно интересуются окружающим миром и легко запоминают полученную информацию. Лучше всего усваивается яркая и интересная информация, преподнесенная в игровой форме. От шести до двенадцати лет долговременная память становится более качественной. Ребёнок уже готов прилагать усилия, чтобы запомнить какой-то материал.

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день ребёнок узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Они могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребёнок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия, ребёнок постепенно запоминает их.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю ребёнок учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребёнок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать ребёнка воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у него, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Развитая память считается одним из критериев готовности ребенка к школе, влияет на успеваемость, является предпосылкой к разностороннему познанию мира.

Всегда стоит помнить, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить ребёнку в игровой форме.

Полезные факты о развитии памяти детей

- Лучше всего ребёнок запоминает информацию через тактильные ощущения

- Эмоционально окрашенные воспоминания сохраняются лучше

- Анализ информации позволяет лучше запомнить её

- Двигательная активность влияет на память

- Большое количество мультфильмов может ослабить память

Развитая память считается одним из критериев готовности ребенка к школе, влияет на успеваемость, является предпосылкой к разностороннему познанию мира.

Comments


bottom of page